В России создается вторая крупная монополия после Газпрома
В России может появиться вторая по величине
монополия после Газпрома. Власти решили объединить холдинг МРСК и ФСК
в национальную сетевую компанию. Тем самым они признали провал
энергетической реформы Анатолия Чубайса. Некоторые эксперты считают, что новая
крупная госкомпания будет еще менее эффективна, чем в свое время РАО «ЕЭС
России».
Холдинг МРСК не просто отдадут в управление ФСК ЕЭС,
но в дальнейшем их объединят в национальную сетевую компанию. Об этом
в понедельник официально заявил и.о. вице-премьера Игорь Сечин.«Корпоративная структура, корпоративные решения еще будут обсуждаться, но на этом этапе в целях сохранения работы (сетевого хозяйства) и обеспечения энергобезопасности компании МРСК и ФСК будут работать в рамках нынешней структуры с выходом на единую национальную сетевую компанию», — цитирует Сечина «Интерфакс».
По его мнению, у единой национальной сетевой компании «хорошие перспективы» развития в будущем. Однако сроки создания такой компании он не стал обсуждать, добавив, что «надо смотреть на корпоративные процедуры, корпоративное законодательство».
Слухи о слиянии холдинга МРСК, управляющего сетями низкого напряжения, с ФСК, управляющего сетями высокого напряжения, впервые появились на прошлой неделе. Сначала в Минэнерго подтвердили лишь факт передачи функции единоличного исполнительного органа ФСК до 1 июля. По не подтвержденной информации, в конце мая нынешний глава холдинга МРСК Николай Швец уйдет в отставку.
На этих новостях компании продолжают терять свою стоимость. На прошлой неделе холдинг МРСК потерял десятую часть своей стоимости, она снизилась до 96,3 млрд рублей, ФСК подешевела на 8,3% до 285,5 млрд рублей (на 11 мая). В понедельник акции ФСК и Холдинга МРСК упали еще на 4% на фоне падения индекса ММВБ-РТС только на 2%.
В ФСК считают, что слияние позволит обеспечить единый подход к управлению электросетевым комплексом, сформировать единые правила управления. Это позволит также ускорить создание Сетевого кодекса, регламентирующего деятельность энергетический компаний в России.
Холдинг МРСК управляет большей частью распредсетевого комплекса РФ, контролируется государством. ФСК владеет и управляет электросетевыми объектами Единой национальной электросети РФ. Контролирующим акционером также выступает государство.
МРСК и ФСК были образованы в рамках реформы электроэнергетики, которая привела к упразднению монополиста РАО «ЕЭС России». Холдинг МРСК получил распределительные электрические сети напряжением 220 киловольт и ниже, а ФСК – магистральные сети от 220 киловольт и выше.
«Объединяя МРСК и ФСК, мы получаем новую
разновидность монополии, которой не было даже во времена РАО “ЕЭС
России”. Последняя имела региональную систему управления. Его дочерние компани
АО “Энерго” занимались руководством, поддержанием и развитием
электроэнергетики отдельного региона. Сейчас же монополия будет строиться
на дивизионном принципе управления энергетикой, где несколько руководителей
будут отчитываться перед государством за генерацию
и сети», — говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда
энергетического развития Сергей Пикин.
Все помнят, что задача реформы РАО «ЕЭС России»,
устроенной Анатолием Чубайсом, заключалась в делении монополии
на разные активы, однако многие забывают о главной задаче – создании
новых правил работы для новых участников рынка и взаимодействия между
собой, говорит Пикин. «Создавая новую дивизиональную монополию,
государство по сути расписывается в невозможности создания этой
системы правил, которая бы мотивировала эффективно работать
электроэнергетические компании», — считает он.
В 2008 году холдинг МРСК создавался
как временная управляющая структура, пока «дочки» МРСК не будут
приватизированы. Но на 2012 году ни одно МРСК так и не было
приватизировано, говорит Доронин Дмитрий
из Rye, Man & Gor securities.
«Создание такой монополии противоречит тому, ради чего начиналась реформа
электроэнергетической отрасли страны. Речь шла о приватизации “дочек” МРСК
для привлечения частных инвестиций в отрасль. А слияние МРСК
и ФСК означает закрытие этой темы. Государство расписывается в том,
что единственным акционером и инвестором в инфраструктуру
электроэнергетики будет государство, то есть федеральный бюджет, который и так
сейчас в большом количестве несет социальные функции», — говорит
Сергей Пикин.
«Тогда логичней создать РАО ЕЭС, это будет более
эффективная конструкция, чем создаваемый дивизионный принцип управления
отраслью», — полагает Пикин. «С точки зрения правительства – это
удобная форма “ручного” контроля и регулирования электроэнергетики. Но я
считаю, что это будет негативно для энергетической отрасли и для
экономики страны. Если посмотреть на выручку всей электроэнергетики, то
эта объединенная компания получит большую часть рынка, более 1 трлн рублей
в год», — отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической
безопасности, добавляя, что это будет, скорее всего, вторая по величине
компания после Газпрома в России.
Правда, Дмитрий Доронин из RMG считает, что объединение МРСК и ФСК
пока не говорит автоматически, что приватизации не будет или что
она обязательно будет. Этот вопрос он считает открытым.
«Власти решили объединить компании, так как МРСК не смогла справиться
с вызовами, которые стоят перед отраслью. Это перекрестное субсидирование,
из которой вытекает проблема последней мили, слабый контроль
над издержками и потери в сетях», —
говорит отраслевой аналитик Доронин Дмитрий
из Rye, Man & Gor securities.Проблемы отрасли
Приватизация «дочек» МРСК так и не состоялась, а сложные проблемы, напрямую связанные с тарифами, так и не решились. Причем, перекрестное субсидирование и RAP-регулирование – это новые правила игры, которые были введены после реформирования РАО «ЕЭС России».
«Последняя миля» — это так называемое перекрестное субсидирование, когда крупный промышленный потребитель, подключенный к магистральным сетям ФСК, субсидирует население за счет оплаты тарифа распредсетей, услугами которых в реальности не пользуется. В итоге крупная промышленность платит более высокие тарифы, а население — более низкие.
«Перекрестное субсидирование появилось в 2008-2009 годах после расформирования РАО ЕЭС, однако планировалось постепенно отказаться от него уже к 2012 году, должно было происходить сближение тарифов для населения и промышленных потребителей. На деле же получилось, что тарифы для населения росли, а для промпотребителей – не падали», — рассказывает Дмитрий Доронин. Теперь проблемы «последней мили» планируется решить к концу 2014 года, однако каким образом – пока нет четкого понимания.
Между тем, отмена «последней мили» приведет
к резкому росту тарифов для населения, в среднем на 20%,
а в ряде регионов, например, в Сибири – на целых 50%.
Государство, конечно, этого не может допустить, поэтому уход потребителей
с «последней мили» приведет к выпадению доходов и убыткам
распредсетей. «Если финансы МРСК уйдут в большой минус, значит
региональные МРСК не смогут выполнять инвестиционные программы, что грозит
отключениями, авариями и тому подобным. Ведь большую часть инвестпрограммы
МРСК занимает текущий ремонт. Региональные сети серьезно изношены и им
нужна постоянная финансовая подпитка», — рассказывает эксперт RMG.
Важной проблемой является отсутствие контроля над издержками МРСК,
которая также так и не решена. «До 2009 года компании работали
по системе, по которой, если ты сокращаешь издержки и меньше
инвестируешь, то видя это регулятор на следующей год дает более низкий
тариф. Экономить просто не было смысла, компании стали раздувать
инвестпрограммы. Для борьбы с этой ситуацией в 2009 году был объявлен
переход на RAB-регулирование тарифов», — говорит Дмитрий
Доронин.
RAB-регулирование – это тарифообразование
на основе долгосрочного регулирования тарифов, которые устанавливаются
на три-пять лет. Регулятор формирует тариф таким образом, чтобы компании
могли возвращать инвестиционные средства и проценты на привлеченный
капитал.
Сначала в России на RAB-регулирование перешли лишь пилотные регионы,
и только с 2011 года – практически все региональные МРСК,
за исключением ряда северных регионов. «Тарифы в 2011-м предвыборном
году очень сильно выросли и в апреле государство пообещало пересмотреть
RAB-регулирование. То есть игра по новым правилам только началась,
а государство хочет снова поменять правила», — говорит эксперт,
добавляя, при этом, что PAB-регулирование было правильным решением, просто
его реализация непродуманной.
К началу 2013 году регулятор обещает разработать
методику расчета тарифов, которая помогла бы избегать неоправданного раздувания
инвестиций.
«Все эти проблемы – и перекрестное
субсидирование, и слабый контроль за издержками, и потери
в сети, сами по себе не решаются с помощью передачи
холдинга МРСК другой компании. ФСК — не волшебник. Решить проблемы
должны и власти, и МРСК. Поскольку это монопольная, а не
конкурентная среда, то важнейшая роль здесь за регулятором. Но государство
пока так и не предложило решений проблем отрасли», — считает
Дмитрий Доронин.
ПотребителиСам факт объединения МРСК и ФСК принципиально ничего не поменяет и с точки зрения тарифов для потребителей и стоимости подключения к электросетям, говорит эксперт RMG.
В предвыборном году правительство утвердило довольно скромные темпы роста цен естественных монополий на 2012-2014 года. Несмотря на споры, в марте этого года правительство подтвердило в социально-экономическом плане развития РФ невысокие тарифы магистральных и распределительных электросетей – в 2012 году – рост максимум на 11%, в 2013 и 2014 года – на 10%. «Судя по риторике чиновников, тарифы для потребителей в ближайшие три года будут расти такими скромными темпами», — говорит аналитик. При этом, ФСК просила поднять тарифы на 19%, чтобы избежать наращивания долговой нагрузки.
«Высшее руководство страны также обозначило вектор на снижение стоимости подключения к сетям. Однако большой вопрос, будет ли это реализовано», — говорит Дмитрий Доронин.
«Это неоднозначная проблема. С одной стороны,
подключение к сетям, так называемое технологическое присоединение, это
“халявные” деньги для региональных МРСК. Себестоимость работ
не сопоставима с тем, сколько МРСК берут за услугу. С другой
стороны, к примеру, Ленэнерго за счет этих денег покрывает
операционные убытки от самой передачи электроэнергии. Им нужны эти деньги,
чтобы выходить в ноль или в маленькую прибыль. Плюс деньги
за техприсоединие делают менее острой проблему “последней мили”, потому
что компании на этом зарабатывают и могут снизить нагрузку
на прочих потребителей», — поясняет эксперт.
В связи с этим он сомневается, что стоимость
техприсоединения будет снижаться, но вероятно, не будет расти.
Впрочем, эти вопросы в целом решает регулятор, а не компании. Если бы
МРСК и ФСК не объединились, произошло бы тоже самое, полагает он.
«Чем крупнее монополия, тем больше доля
непрозрачных расходов и сложнее ее контролировать. Поэтому говорить, что
при новой структуре тарифы будут оптимизированы и меньше, чем сейчас,
явно неправильно. Эта компания будет иметь другой политический вес, это целое
государственное агентство по своему статусу, и у нее будет больше
возможности для повышения тарифов», — считает Сергей Пикин. Взгляд