вторник, 29 мая 2012 г.

Гастарбайтеры из ЕС готовятся брать Россию штурмом


Европейцам впору ездить в Россию на заработки. Ситуация на рынке труда в Евросоюзе продолжает ухудшаться, тогда как у нас безработица сокращается. В целом же количество безработных в мире растет, что обостряет социальные проблемы и порождает конфликты.
Некоторое время назад Международная организация труда (МОТ) в ежегодном докладе констатировала, что с 2008 г. в мире было сокращено 50 мдн рабочих мест. Согласно прогнозам организации, в этом году мировая экономика лишится еще 6 млн рабочих мест, и глобальный уровень безработицы составит 6,1% экономически активного населения. В 2013 г. он повысится до 6,2%.
Проблема безработицы одинаково актуальна как для развитых, так и для развивающихся стран. ОЭСР недавно сообщила, что рынок труда в странах-участницах организации еще не восстановился от последствий глобального кризиса. Если накануне 2008 г. в них было трудоустроено в общей сложности 530 миллионов человек, то в конце 2011 г. — на 2 миллиона меньше, при том, что численность экономически активного населения за этот период не уменьшилась, а увеличилась на 17 миллионов человек. Что касается развивающихся экономик, то в них МОТ отмечает тревожную тенденцию роста числа высококвалифицированных специалистов, испытывающих трудности с поиском работы.
В целом, по оценкам МОТ, в настоящий момент к резкому росту безработицы, социальному протесту и беспорядкам ведут жесткие меры экономии, принимаемые многими государствами. Особую тревогу в этой связи вызывает у экспертов Европа. Кризисы — сначала финансовый, потом долговой — и антикризисные меры экономии год от года ухудшают ситуацию на европейском рынке труда. Если в 2007 г. уровень безработицы в среднем по Евросоюзу составлял 7% экономически активного населения, то в 2008 г. — 7,5%, в 2009-м — 9%, в 2010-м — 9,5%. К настоящему времени, по данным Eurostat, он достиг 10,8% — самого высокого уровня за последние 20 лет.
Тревожно и то обстоятельство, что безработица особенно быстро растет среди молодежи — наиболее трудоспособной части населения. В докладе ООН «Проблемы занятости молодежи: перспективы достижения достойного труда в меняющемся мире» отмечается, что в странах ЕС за годы кризиса число безработных молодых людей выросло с 15,8% до 21%. А в странах, наиболее сильно пораженным долговым кризисом — Греции, Испании, Португалии, — доля безработных среди молодых людей составляет около 45%.
Самый высокий уровень безработицы среди стран ЕС зафиксирован в Испании — 24,4% (5,64 миллиона человек), среди молодежи — почти 50%. Правительство продолжает политику сокращения расходов, поэтому безработица продолжает расти: в I квартале текущего года еще 366 тысяч испанцев потеряли работу. Нельзя сказать, чтобы эти жертвы заметно улучшили финансовую ситуацию: за прошлый год бюджетный дефицит удалось снизить всего с 9% до 8,5% ВВП.
В Греции безработица достигла 22%, сокращены 150 тысяч рабочих мест в госсекторе, но страна, тем не менее, уверенно движется к дефолту и изгнанию из еврозоны. Не улучшились дела ни в Португалии, ни в Италии, зато безработица там ставит национальные рекорды (в Португалии она за полгода подскочила с 12,7% до 15%).
Впрочем, хотя политика затягивания поясов и ускорила рост безработицы в странах ЕС, но не она является первопричиной столь бедственного положения населения стран PIIGS. По мнению многих экспертов, главной бедой стало вхождение «недоразвитых» экономик в еврозону. Переход стран европейского Юга и Ирландии на единую валюту привел к перекосам в их экономических системах, следствием чего стала утрата ими конкурентоспособности. Так, за последние 10 лет удельные затраты на оплату труда в этих странах возросли в среднем почти на 30%, тогда как в Германии — только на 5% (при этом рост производительности труда в них был практически одинаковым). Таким образом, сейчас «южане» в массовом порядке лишаются работы, которая была переоцененной и потому не выдержала конкуренции с более продуктивными и скромными северными соседями.
Конечно, для европейцев, лишившихся работы, это весьма слабое утешение. И многие из них уезжают на заработки в другие части света. Испанцы и португальцы — в страны Латинской Америки и Африки, бывшие некогда колониями их родины. А греки, например, массово уезжают в Австралию.
Не исключено, что если Россия и Евросоюз договорятся об отмене визового режима, то европейцы хлынут на заработки к нам. Конечно, если нынешние благоприятные тенденции на российском рынке труда сохранятся.
По данным Минздравсоцразвития, число официально зарегистрированных безработных в стране снижается: в период с 29 марта по 25 апреля он сократилась на 3,35% и составила 1,2 миллиона человек — всего 1,7% от численности экономически активного населения. Реально безработных, конечно, существенно больше — 4,87 миллиона, однако и их число постепенно уменьшается — уровень безработицы с 6,6% в январе понизился до 6,5% в марте. Премьер-министр Дмитрий Медведев обещал закрепить эту тенденцию и в течение нескольких лет добиться снижения безработицы до 5%.
Но если уж ехать в Россию на заработки, то надо знать, куда именно, ибо ситуация на рынке труда в регионах сильно разнится. Например, в Ингушетии уровень безработицы вдвое превышает испанский — 49%, в Чечне он составляет 35%, в Туве — 22%. Зато в Центральном федеральном округе безработных всего 3,8% — меньше, чем в самых благополучных с точки зрения занятости странах ЕС — Австрии и Нидерландах, где этот показатель превышает 4%. Самая низкая безработица в Москве — всего 1%, в Санкт-Петербурге чуть больше — 1,3%. Конечно, зарплаты у нас не те, что в Европе. Однако они вполне сопоставимы с теми окладами, которые получали бы сейчас, к примеру, греки, если бы их страна в свое время не вошла в еврозону.   YTPO.ru