четверг, 14 июня 2012 г.

Американские риелторы по русским меркам


Проблема недоверия россиян к риелторам на протяжении многих лет регулярно подтверждается данными опросов общественного мнения. Несмотря на то, что за годы существования этой профессии в России многое изменилось в лучшую сторону, люди все еще боятся обращаться к агентам по недвижимости, считают их лишним звеном в цепочке и откровенно не понимают, за что они берут комиссионные. Такой проблемы нет ни в США, ни в странах Западной Европы. Там услугами риелторов пользуются 90% населения, у нас, по приблизительным оценкам, всего лишь 20%. Однако, по привычке оглядываясь «а как у них», мы зачастую недооцениваем свой собственный опыт и достижения. Чем русский риелтор выгодно отличается от американского, рассказали эксперты Некоммерческого партнерства «Корпорация риелторов «Мегаполис-Сервис». Рынку недвижимости США немногим более 200 лет, российский лишь перешагнул двадцатилетний рубеж. За это небольшое по историческим меркам время наш рынок обрел свои черты  и особенности, за это же время ему предстояло «нагнать и перегнать Америку!». Задача, прямо скажем, не из легких. Тем не менее, нам есть чем гордиться, и есть чему поучить западных коллег. Профессия риелтора, стихийно возникшая на обломках страны советов, и до сих пор не имеющая легитимного статуса, постепенно становится престижной и доходной. Даже сухая статистика подтверждает необходимость и нехватку подобных специалистов в нашей стране: только в Москве количество риелторов на 1000 жителей примерно в три раза меньше, чем в Америке. Имеет ли смысл говорить о регионах, где население отличается низкой мобильностью, и доходность недвижимости невысока?  В ближайшей перспективе рынку потребуется в 1,5-2 раза больше профессиональных брокеров, чем есть сейчас. Такая потребность в квалифицированных кадрах обусловлена не только ростом числа сделок с недвижимостью, но и сложными условиями, в которых зачастую оказываются наши покупатели и продавцы. Организовать междугородний обмен, разъезд, оформить приватизацию или договор ренты, проверить юридическую чистоту объекта, получить ипотеку и застраховать сделку, выступить в качестве психолога между двумя заинтересованными сторонами – все под силу нашему брокеру. Именно возможность клиента решить жилищный вопрос в режиме «одного окна» – главное преимущество наших риелторов перед заокеанскими коллегами. В США агент решает вопрос, исключительно связанный с недвижимостью. «Американские брокеры глубоко не вникают в юридические, налоговые и финансовые тонкости, - рассказывает Александр Целыковский, генеральный директор «CENTURY 21 Мегаполис-Сервис г.Электросталь». Все, что связано с обеспечением и проведением сделки, отдается на аутсорсинг. Риелтор занимается тем, чем и должен, на мой взгляд, заниматься риелтор – продавцу подыскивает покупателя на наиболее выгодных условиях, покупателю – подбирает нужный вариант». Однако, в результате, клиенты тратят больше времени и средств: каждую консультацию (если в ней есть необходимость) приходится оплачивать дополнительно. «Что касается технологий осуществления сделок, американцы нам в подметки не годятся, - считает Александр Целыковский. Они работают только с юридически и физически «чистыми» объектами». В России же более половины сделок, так называемые «альтернативные» – с последующей покупкой или продажей. Эти запутанные многозвеньевые цепочки возникают на почве незрелости рынка недвижимости, дорогой ипотеки и бюрократии. «Мы вынужденно продвинутые в этих вопросах, - говорит Целыковский. Нам приходится изощряться и придумывать каждый раз что-то новое, чтобы в таких сложных условиях клиент чувствовал себя максимально комфортно. Трудностей добавляет и отсутствие закона, регулирующего деятельность риелторов». Все, что имеют отечественные агентства недвижимости: обучение сотрудников, тренинги, обмен опытом с западными коллегами, кодексы профессиональной этики – результат их собственных наработок. Способствуют развитию риелторства в России муниципальные гильдии, различные некоммерческие партнерства. Но это встречается редко, особенно на периферии, и считается исключением из правил. «В основном, наши риелторы живут сегодняшним днем, и это не радует», - комментирует Александр Целыковский. Несмотря на более благоприятные условия работы, для американца считается удачей закрыть 1 сделку за 2 месяца, русские брокеры за это же время оформляют минимум 2-3, а то и больше. Редкие сделки в Америке связаны с крайне высокой конкуренцией, которая возникла на фоне шокирующей многочисленности риелторов. Например, в Лас-Вегасе на 400 тысяч коренных жителей приходится 20 тысяч риелторов. Отсюда и высокий процент комиссии – 5-7% берут американские брокеры за свою работу. Услуги отечественных «риелторов-многостаночников» обходятся  дешевле – 4-6%. К расходам гражданина США на проведение сделки с недвижимостью еще нужно добавить транзакционные издержки, о которых говорилось выше,  а также проведение технической экспертизы состояния объекта. В итоге, за сервис в комплексе жители Штатов платят больше. При этом складывается парадоксальная ситуация: в США гораздо больше людей обращаются в агентства недвижимости, чем в России, хотя необходимость в риелторах у нас гораздо выше, чем в Америке. Потому что сделки, которые проводят наши агенты,  сложнее с точки зрения безопасности расчетов, минимизации рисков потери права собственности и многих других параметров. «Лучший риэлтор это не тот, кто просто помогает купить и продать жилье, а тот, кто решает проблемы клиента, - считает ЕнУнБоку,  генеральный директор  АН «Сеntury 21 Римарком», партнер Корпорации риэлторов. Наши брокеры в этом смысле преуспевают, хотя дается им все намного сложнее». Еще одно существенное отличие в пользу русских агентств недвижимости – это синергия с застройщиками и банками, которая систематизирует развитие риелторского бизнеса в России. Подтверждение тому – стартовавшая в прошлом году программа ПИ-Квик – одобрение ипотечного кредита сразу в нескольких ведущих банках страны. Доступ к ней имеют исключительно риелторы или агентства. В Америке ипотечным брокериджем занимаются отдельные организации, финансовые инструменты используются мало. Например, они не выводят недвижимость из залога, как это делают наши компании. При всем уважении к российским агентам по недвижимости специалисты Корпорации не отрицают, что отечественный рынок по-прежнему во многом уступает западному: в технологиях, законодательной базе, развитию ипотеки и т.д. Нам есть к чему стремиться. И первая цель – это создание мультилистинга (МЛС) - информационно-правовой системы взаимодействия всех участников на рынке недвижимости: продавца, покупателя, посредника. От МЛС выигрывают покупатели, которые  защищены от оплаты двойных комиссионных и завышенных цен. Что касается собственников: соглашение о разделе комиссионных, действующее в этой системе, стимулирует всех брокеров к тому, чтобы обслужить продавца, даже не имея с ним эксклюзивного договора. Трудно переоценить экономический эффект, получаемый в результате. «МЛС – краеугольный камень в различии между нашим рынком и американским, –  считает Сергей Власенко, президент Некоммерческого партнерства «КР«Мегаполис-Сервис». У них эта система появилась еще 40 лет назад. Мы к этому за 20 лет пока не пришли, риелторам порой трудно договориться о разделе комиссии не только на рынке, но и внутри компании. Наша Корпорация одна из немногих, кто активно работает над созданием МЛС в рамках Партнерства». Вторая цель – легализовать статус и профессию риелтора. «В Америке есть такое понятие как «вход в профессию», - рассказывает Сергей Власенко. Нужно пройти обучение, сдать экзамены, получить лицензию. Мы же пока своих агентов обучаем сами, и все еще ждем закон о риелторской деятельности. Хотя некое видение решения проблемы уже есть: будущее риелторства в России – это саморегулируемые организации, которые разрабатывают собственные стандарты практики. Эти стандарты должны соблюдать все участники СРО. Государство, в свою очередь, должно жестко прописать, что нельзя заниматься риелторской деятельностью, не являясь членом СРО. И тогда исчезнут частные маклеры, рынок недвижимости станет более цивилизованным. Пока в России насчитывается около 10 таких объединений, но они не включают даже 1% риэлторов». Источник: НП «Корпорация риэлторов «Мегаполис-Сервис»