Недоверие россиян к банкам растет. По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), лишь 15% клиентов финансовых организаций уверены в том, что в случае возникновения спорных ситуаций смогут добиться справедливого урегулирования конфликта. Почти половина участников опроса в положительном исходе сомневаются, причем 14% твердо убеждены, что точно проиграют. Около трети респондентов шансы на удовлетворение своих требований в споре с банками и страховыми компаниями, оценивают как «50 на 50». Более оптимистично настроена молодежь, а также жители столицы и других городов-миллионников.
Сомневаясь в порядочности соответствующих
учреждений, россияне при этом вовсе не горят желанием взять на себя часть
ответственности за принятие финансовых решений. На вопрос, какая информация из
области управления личными финансами их интересует больше всего, участники
исследования ответили: как защитить свои права потребителя и что следует
делать, если эти права нарушаются. Только на втором месте по
востребованности — сведения о том, на какие моменты потребитель должен
обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми
компаниями.
Замыкает тройку наиболее острых тем — что
нужно делать, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами.
И уж совсем малое количество людей озадачивается такими проблемами, как
параметры сравнения услуг различных организаций, постановка финансовых целей и
планирование личного бюджета. Не удивительно, что банки в свою очередь жалуются
на потребительский экстремизм и оправдывают свою несговорчивость финансовой
безграмотностью самих клиентов.
Возможно, достигать компромисса станет легче с
помощью финансового омбудсмена. Де-факто этот институт уже существует почти два
года под эгидой Ассоциации российских банков. Сначала омбудсменом был
экс-депутат Павел Медведев, который в феврале 2012г. стал советником
председателя Банка России. С тех пор обязанности финансового омбудсмена
исполняет глава АРБ Гарегин Тосунян. Но пока к его указаниям прислушиваются
лишь несколько организаций, подписавших договор. Теперь же этот статус хотят
узаконить и сделать обязательным для всех исполнение решений омбудсмена.
В последние месяцы своего президентства Дмитрий
Медведев поручил правительству до 1 сентября представить предложения по созданию
института финансового омбудсмена. Минфин и Минэкономразвития уже согласовывают
соответствующий законопроект, и вот-вот он поступит на рассмотрение кабинета
министров.
Общественный примиритель будет рассматривать
обращения физических лиц, помогая им урегулировать споры с финансовыми
организациями мирным путем, не доводя дело до суда. Правда, сумма претензий
довольно скромная — она не должна превышать лимит в 200 тысяч рублей.
Согласно действующим правилам, прежде чем подать заявление омбудсмену, клиент
обязан направить жалобу в адрес банка, а банк должен ответить по существу в
течение 30 дней. И только в случае отсутствия ответа или несогласия с его
условиями человек может направляться к защитнику. Банкиры уверяют, что также
заинтересованы в работе омбудсмена, поскольку судебные разбирательства с
клиентами вредят их репутации.