Тандема больше нет, система управления вернулась к модели, при которой Владимир Путин выступает в роли верховного арбитра, говорится в докладе «Большое правительство Владимира Путина. Политбюро 2.0».
Правящая элита России может быть описана в модели
советского коллективного властного органа — политбюро ЦК КПСС», —
говорится в докладе президента холдинга «Minchenko Consulting» Евгения Минченко
и его коллеги Кирилла Петрова. По их мнению, вместо тандема страной управляет
конгломерат конкурирующих за доступ к ресурсам кланов. Восемь лидеров этих
кланов политологи включили в «Политбюро 2.0», «члены» которого, правда, никогда
не собираются на общие совещания; у Путина же — роль верховного арбитра и
модератора. Отчасти система вернулась к той, что сформировалась во время
второго срока Путина, считает Евгений Минченко, но в усложненном варианте.
Премьер Дмитрий Медведев — не член тандема, а
один из восьми приближенных Путина, пишут авторы: ему на время пришлось
отказаться от самостоятельных политических амбиций и лишиться ставленников в
силовых структурах (во ФСИНе и следственном департаменте МВД). Но аппаратная
позиция позволяет ему возглавлять собственную группу с самостоятельным
экономическим базисом, в которую входят вице-премьеры, министры, региональные
начальники, высокопоставленные юристы в судах, Госдуме и правоохранительных
органах и бизнесмены. Союзниками Медведева эксперты называют Романа Абрамовича,
Александра Волошина и Татьяну Дьяченко.
Другие «члены политбюро» — руководитель
администрации президента Сергей Иванов, призванный обеспечивать внутриэлитный
баланс, и его первый заместитель Вячеслав Володин, человек без серьезного
экономического базиса, но с влиянием на «Единую Россию», Госдуму и некоторых
губернаторов.
Игорь Сечин, судя по докладу, по-прежнему центр
притяжения части бюрократии и бизнеса, он сохранил неформальное влияние на
силовые структуры, но его стремление стать основным игроком в ТЭК наталкивается
на мощную оппозицию, в том числе со стороны «членов политбюро» Геннадия
Тимченко и Юрия Ковальчука. В «политбюро» входят также Сергей Собянин и Сергей
Чемезов, доминирующий игрок в сфере ВПК.
Цель всех этих групп — конвертация власти в
собственность, передача ее по наследству и легитимизация в России и за рубежом.
Основные проекты, вокруг которых началась конкуренция, — «большая Москва»,
развитие Сибири и Дальнего Востока, новый этап приватизации.
Группа Сечина, по мысли авторов доклада,
заинтересована в более консервативном, инерционном развитии ситуации, роль
группы Медведева вырастет в случае «управляемой нестабильности», а кризис
больше на руку группе Собянина.
Система неустойчива, считает Минченко, в ней
слишком много противоречий, а после дела Pussy Riot дополнительное влияние
приобретут представители либерального крыла, в том числе Медведев.
Всегда существуют группы интересов, говорит
чиновник, близкий к администрации президента, Минченко прав в том, что,
поскольку модель элиты с советских времен почти не поменялась, сравнение с
политбюро вполне корректно.
Другой федеральный чиновник не согласен ни с
составом «политбюро» — по его мнению, не меньше влияния у Игоря Шувалова,
Германа Грефа, Евгения Школова и Аркадия Ротенберга (они названы в докладе «кандидатами
в члены политбюро»), — ни с тем, что такая система уцелела с прошлого
срока Путина: влияние отдельных людей из окружения президента снизилось, он
слушает всех понемногу, а принимает решение практически в одиночестве.
Политолог Игорь Бунин считает, что каждый из упомянутых игроков имеет
влияние в своей строго регламентированной зоне ответственности (Сечин не лезет
в политику, а Володин — в экономику и т.п.), а Медведев весомее прочих. Ведомости