понедельник, 9 июля 2012 г.

Банкам стало сложнее «разводить» покупателей автомобилей


Российский автомобильный рынок продолжает динамичное развитие: в мае он увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за первые 5 месяцев рост превысил 15%. Одной из причин успеха можно назвать относительно доступные кредиты — банки начали охотнее выдавать ссуды под покупку транспортных средств после кризиса 2008 года. По данным Комитета автопроиозводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в России доля «кредитных» машин среди общего объема новых автомобилей стремительно приближается к 50%. И это не предел.
Главной предпосылкой для развития автокредитов является высокая емкость автомобильного рыка в России. Аудиторская компании PriceWaterhouseCoopers опубликовала свой долгосрочный прогноз, согласно которому его насыщение произойдет только в 2025 году. Ожидается, что к указанному сроку количество легковых транспортных средств на 1000 человек составит 400 единиц (сейчас этот показатель равен 265 автомобилям на тысячу жителей). Это значит, что россияне и дальше будут активно покупать новые автомобили, несмотря на начинающийся экономический кризис — высокий спрос на машины позволит минимизировать влияние негативных, на первый взгляд, факторов на объемы продаж. Соответственно, вместе с ростом автомобильного рынка будет повышаться и спрос на автокредиты. Однако доля «кредитомобилей» увеличиваться не будет — так считает маркетолог Михаил Самохин: «Рынок кредитов уже насыщен до предела: в этом бизнесе сейчас участвуют не только банки, но и сами производители. На данный момент охват потенциальных клиентов максимальный». По словам Самохина, кончились времена, когда народ не глядя хватал различные товары, включая автомобили, в кредит: «Банки смогли внушить нашим гражданам, что можно обладать тем, на что не зарабатываешь. Сейчас же покупатели стали более грамотными в выборе кредита».
Как ни странно, но на руку банкам может сыграть новый мировой экономический кризис: «В России во время финансовых потрясений граждане быстро расстаются со сбережениями, пока они не потеряли свою ценность. Если в Европе и Америке принято экономить и откладывать в трудные времена, то у нас деньги бросаются в товар. Причем зачастую товар, в данном случае автомобили, покупается с привлечением заемных средств. А кризис, на самом деле, уже наступил…» - высказывает свое мнение маркетолог Михаил Самохин.
Влияние на развитие отрасли кредитов может оказать введение высоких утилизационных пошлин на подержанные иномарки. Теперь те, кто хотел пригнать себе из Германии или другой европейской страны автомобиль старше трех лет, скорее всего, откажется от этой идеи и предпочтет купить новую машину в России. Однако той суммы, которая планировалась на покупку б/у автомобиля, возможно, не хватит, поэтому придется обратиться в банк.
Что касается процентных ставок по кредитам, то за первую половину 2012 года они выросли примерно на 0,75%. Можно предположить, что повышение происходило вслед за увеличением количества проданных автомобилей – наблюдался высокий спрос на кредиты. А если есть высокий спрос, значит, цена будет подниматься. Однако специалисты прогнозируют постепенное замедление темпов роста российского авторынка, и ставки по кредитам должны стабилизироваться.
Виды кредитов и процентные ставки
Сегодня практически у всех производителей, включая премиальные, есть фирменные программы кредитования – некоторые компании обзавелись собственными банками, а некоторые работают в сотрудничестве со сторонними финансовыми организациями. Для конечного покупателя, в принципе, все равно, кто предоставляет кредит – главное, чтобы условия были хорошими. Процентные ставки у банков, принадлежащих автомобильным компаниям, могут быть меньше за счет того, что производитель компенсирует свои потери за счет больших объемов проданных автомобилей. Другими словами, производители субсидируют процентные ставки банков.Выбирать кредитную программу нужно исходя из ваших возможностей: размер первоначального взноса, ежемесячный платеж, требования, предъявляемые банком к заемщику. Чем большую сумму клиент может внести сразу, тем меньше будет процентная ставка. Например, Peugeot 308 можно взять под 0% годовых, если первоначальный взнос составит не менее 50%, а срок кредитования — до 2 лет; Toyota RAV4 доступна всего под 10% годовых при первоначальном взносе 20% и сроке кредитования 36 месяцев. Но не стоит забывать о скрытых комиссиях, на которых финансовые учреждения пытаются не акцентировать внимание. Самая распространенная комиссия – плата за выдачу кредита. При покупке автомобиля Toyota по фирменной программе придется единовременно выплатить 6 тысяч рублей, а при приобретении BMW и вовсе 2-3% от стоимости машины. При этом «нулевые» комиссии за выдачу сейчас предлагают ряд компаний: Skoda, Volkswagen, Audi, Mazda, Renault и другие.